ВЦИОМ

ВЦИОМ

Всероссийский центр изучения общественного мнения, ВЦИОМ (до 1992г. - Всесоюзный) - старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. 1 из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987г. 100% акций компании принадлежат государству.

ВЦИОМ - старейшая на постсоветском пространстве социологическая компания (образована в 1987г. постановлением президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР как Всесоюзный Центр Изучения Общественного Мнения, с 1992г. - Всероссийский). ВЦИОМ проводит маркетинговые, социальные и политические исследования полного цикла - от разработки концепции и инструментария до подготовки аналитических отчетов и презентации результатов.

Исследования проводятся как на региональном, так и на общефедеральном уровне, а также за рубежом. Существуют партнерские связи и ведутся исследования как на пост-советском пространстве, так и в странах ЕС, в Японии, Китае и т.д. Среди партнеров и заказчиков исследований Центра - ведущие российские и зарубежные компании, ВУЗы, государственные институты: Международный комитет Красного Креста, Программа развития ООН, Администрация Президента РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная антимонопольная служба РФ, Издательский дом «КоммерсантЪ», Reuters, NATO (Бюро НАТО в Москве), Госдепартамент США, НИУ-ВШЭ, РГСУ, Роснефть, РУСАЛ, Samsung, Intel и т.д.

ВЦИОМ является членом ряда международных профессиональных сетей (Intersearch, Евразийский монитор и т.п.) и в своих исследованиях руководствуется стандартами и нормами ESOMAR.

ВЦИОМ имеет статус научного учреждения, издает свой научный журнал («Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены»), руководит работой собственной кафедры в НИУ-ВШЭ и исследовательским центром при РГСУ, а также регулярно проводит заседания собственного Научно-экспертного совета, в который входят ведущие социологи страны.

По данным «Медиалогии», ВЦИОМ - лидер среди российских социологических служб по цитируемости в СМИ. Материалы на основе исследований ВЦИОМ выходят в ведущих российских и зарубежных средствах массовой информации (Reuters, Financial Times, Bloomberg, BBC, КоммерсантЪ, Ведомости и др.).

ВЦИОМ был федеральным государственным унитарным предприятием, в 2003г. оно было акционировано. Однако 100% акций предприятия принадлежат государству.

Структура и сотрудники

Центральный офис ВЦИОМ находится в Москве. Филиалы компании работают во всех 7 федеральных округах страны. В московском офисе компании работает более 70 специалистов в области социологии, маркетинга, политологии, финансов, психологии, статистики. Руководит Центром Валерий Федоров. С 2011г. Председателем Совета директоров является Юрий Войцеховский.

Среди сотрудников компании - доктора и кандидаты наук, выпускники ведущих российских и зарубежных ВУЗов (Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов, Венской и Московской дипломатических академий, Высшей школы экономики и др.). Собственная сеть интервьюеров насчитывает около 5000 человек.

Ведущие департаменты компании включают:

  • дирекция по развитию;
  • дирекция по коммуникациям;
  • управление социально-политических исследований;
  • отдел политических исследований;
  • отдел социальных исследований;
  • управление исследований для бизнеса;
  • исследования ВЦИОМ.
  • На региональном и общефедеральном уровнях, на постсоветском пространстве и в странах «дальнего зарубежья» ВЦИОМ проводит исследования по 3 основным направлениям:

  • политика (электоральные исследования, мониторинг удовлетворенности властью);
  • социальная сфера (образование, медицина, семья, жилищно-коммунальные услуги, борьба с коррупцией);
  • бизнес (финансы и страхование, рынок недвижимости, развитие товарных и корпоративных брендов, развитие корпоративной репутации, экспертиза товарных знаков, рынок информационных технологий, медиаизмерения, индустрия спорта, автомобильный рынок) и т.п.
  • ВЦИОМ регулярно выступает в роли координатора и исполнителя международных исследовательских проектов для зарубежных и российских заказчиков - как в России, так и за рубежом, среди которых, UNDP, US State Department, NATO и др. С 2004г. Центр активно участвует в построении системы регулярных социологических исследований на постсоветском пространстве (в рамках деятельности агентства «Евразийских монитор», одним из учредителей которого является ВЦИОМ - наряду с социологическими службами других бывших республик Советского Союза).

    В работе используется широкий спектр исследовательских техник (личные интервью, фокус-группы, mystery shopping, холл-тесты, экзитполы, экспертные опросы, телефонные интервью и т.п.). Среди методов обработки информации - как дескриптивный, так и инферентный статистический анализ, специальные программы построения выборок и т.п. Еженедельно проводятся опросы населения по общероссийской репрезентативной выборке (1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России).